… О ЖАНРАХ ШКОЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ
Язык выполняет свое значение лишь
постольку, поскольку в нем есть стилевая
дифференциация. Отсюда очевидно, что
функциональные стили должны быть
отправным пунктом рационального
преподавания языка.
В. Виноградов
В методической литературе нет единого и конкретного определения жанров учебных сочинений. Понятие «жанр» подменяется понятием «содержание сочинения», «форма», «тип», «вид» и т.д.
Школьное сочинение – это итоговый вид работы, результат того, чего школьник, изучая литературу, достиг. Оно свидетельствует о знании текста художественного произведения, умении его анализировать, зрелости суждения, широте кругозора, умении облекать мысли и чувства в словесную форму и выразить себя как личность.
Главное в подобного рода деятельности – создавать и редактировать собственный текст, соответствующий теме и продиктованному ею жанру. А для этого необходимо определять устойчивые признаки того самого жанра!
Что если за жанроопределяющий признак взять стиль?
Стиль текста обусловлен узкоцелевым заданием и формируется в зависимости от целей и задач, форм мышления. Характер мышления, в свою очередь, выражен в особенностях построения речи (т.е. стиле)
Построение текста по целевому заданию
Отбор средств
Жанр сочинения
Любой текст (или жанр) в целом может совмещать черты разных стилей. Текст находится в области их пересечения и «напоминает картину стилей как концентрических кругов». (Щерба Л.В.)
Можно кратко напомнить о стилевых чертах функциональных стилей.
Обычно тот или иной функциональный стиль характеризуется рядом специальных стилевых черт, которые в свою очередь создаются кругом определенных языковых единиц и специфической речевой системностью данного стиля. Но некоторые стилевые черты оказывается присущи одновременно нескольким стилям.
Например, точность – стилевая черта научного, делового, а иногда и других стилей. То же касается образности, логичности и других стилистических признаков речи.
Прежде следует различать черты, имеющие всеобщий, стилистико-нормативный характер! Например, всякое высказывание должно быть не только правильным, но и ясным, выразительным, логичным, точным. Но и эти черты нетождественны друг другу в разных стилях.
В художественном стиле точность весьма отличается от точности в деловой и научной речи. В художественной речи точность- верность образу, а в деловой – это «недопущение инотолкования».(Л.В. Щерба)
Научная речь – точность, строгая логичность. В законодательной речи разночтения совершенно недопустимы.
А вот в судебной речи может быть и алогичность.
Логичность здесь образная – это логика построения и выражения образа, образной мысли.
Логичность научной речи – предельная строгость, выливающаяся в цепи доказательств. Научная речь подчеркнуто логична. Это выражается в специальных языковых средствах и речевых (в лексике, синтаксисе предложения, и в дискурсе). Деловой речи не свойственно рассуждение, поэтому логика здесь деонтическая,
модальная.
Образность художественной речи - эстетическая, индивидуальная, неповторимая. Но образность естественна и целесообразна и в науке: она выполняет познавательную роль. Природа этой образности различна. Образность научного стиля схематична, типизирована, отличается обобщенностью, абстрагированностью. В научных текстах не отрицается и индивидуальность, и речевая образность (особенно в произведениях крупных ученых). Однако в научной сфере – это возможность, а в художественной – необходимость.
Таким образом, рассмотрение стилевых черт должно быть строго функциональным. Идея стилевых черт жанров базируется на их полярности: точность-неточность, образность-безобразность, эмоциональность-рациональность (сухость). Обычно эти черты не могут присутствовать одновременно в одном и том же функциональном стиле.
Но жанр как фактор оказывается иногда стилеобразующем (в статье, очерке и т.д.), в деловой же речи фактор – жанр оказывается более сильным. На стиль влияют особенности содержания, проявления авторской индивидуальности. Так что при выборе жанра следует считаться с содержательными моментами текста. На стиль речи оказывает значительное влияние и способ изложения: повествование, рассуждение, описание.
Определяются три жанровые разновидности в любом из текстов:
1. Описание.
2. Повествование.
3. Рассуждение.
Они предусматривают передачу общего впечатления от предмета, а затем раскрытие его признаков в описании, рассказ в повествовании, своя точка зрения в рассуждении.
Но опять же все эти факты неравнозначны по стилеобразующей значимости.
Может быть, вернуться опять к мысли о том, что текст (любой в т.ч. и текст в сочинении) все-таки строится по целевому заданию (и в соответствии с языковыми, синтаксическими и другими средствами, т.е. в определенном стиле) с учетом стилистических требований.
Тогда мы выходим на необходимость определения задач, которые будут выполнены в рамках избранного жанра сочинения. Пишущий определяет для себя эти задачи и определяет цель написания работы. Эти задачи можно свести к следующим:
-Определение авторской позиции,
-Определение индивидуальной позиции, осмысление актуальности проблемы, определение места произведения в культуре, определение места объекта или явления в историко-культурном контексте.
Все это можно представить в следующей таблице:
Жанр сочинения Основные задачи
1. Литературно-критическая статья а. Осмысление актуальности проблемы.
б. Определение места объекта или явления в историко-культурном контексте.
2. Рецензия а. Определение авторской позиции.
б. Определение места произведения в культуре.
3. Эссе а. Осмысление актуальности проблемы.
б. Определение места произведения в культуре.
4. Анализ
а. Определение авторской позиции.
б. Определение места произведения в культуре.
5. Интерпретация Определение индивидуальной позиции (оценка).
6. Отзыв а. Определение авторской позиции.
б. Осмысление актуальности проблемы.
7. Публицистическая статья (глубокие выводы и обобщения) а. Определение индивидуальной позиции (оценка).
б. Осмысление актуальности проблемы.
8. Дневник (эпистолярный жанр) Определение индивидуальной позиции (оценка).
|